Фото С.Прокопенко. Репетиция спектакля "Тартюф".
«Нас возвышающий обман…»
Молодежному театру «Данко», основателем и руководителем которого является Людмила Чевычелова, 27 марта исполняется 30 лет. Для юбилейной премьеры коллектив выбрал пьесу французского драматурга Ж.-Б. Мольера «Тартюф». Знаменательно, что день рождения «Данко» совпадает с еще одним праздником – Международным днем театра.
А не замахнуться ли нам на Жана-Батиста нашего Мольера?
Выбор юбилейного спектакля – это всегда знаковый выбор. «В мире существует три великих драматурга: Шекспир, Мольер и Гоголь, - говорит Людмила Чевычелова. – В разные годы мы поставили «Укрощение строптивой» Шекспира, гоголевскую «Женитьбу», а теперь настало время Мольера. Кроме того, к юбилею мы хотели сделать что-нибудь легкое, живое, бытовое, всем понятное – и костюмированное». Кстати, одежда героев этого спектакля, как и многих других, сделана руками костюмера Валентины Фроловой – так, что ее качеству может позавидовать и иной профессиональный театр.
В спектакле заняты «заслуженные» артисты «Данко», те, кто предан театру больше 20 лет. Это Валерий Усов, отец-основатель железногорского КВНа, а также его «мать-основательница» - Лариса Заякина. Павел Гридасов, живущий в Москве, но приезжающий на репетиции с одной целью – участвовать в театральном празднике. Артем Чернов, уже четыре года как студент Орловского института культуры, все четыре года вновь и вновь выходящий на сцену спектаклей «Данко». С «ветеранами» сцены «Тартюфа» представит и новое поколение артистов – Аня Данилина, Лера Шиманская, Дима Васильев, Алеша Евтюхов, Олеся Мельник… Ну, а старейшина актерского ансамбля – Константин Золотавин – выйдет в концовке спектакля в образе Мольера. Константин играет в театре уже 33 года. Его актерский стаж больше, чем возраст самого «Данко». Потому что все начиналось не сразу…
Школа волшебников
Все начиналось с кружка «Затейник». В доперестроечные времена «затейники» выступали с концертами и агитпредставлениями в комнатах школьника, школах, лагерях. Они и составили основу будущего молодежного театра. Через два месяца после своего рождения театр уже защищал звание народного спектаклем «Школа волшебников». Это было 27 марта 1981 года. «Чтобы создать атмосферу волшебства, мы придумали множество иллюзий, - рассказывает Людмила Чевычелова. – Спектакль шел больше 10 раз, зрители сидели в проходах, на ступеньках, некоторые приходили по нескольку раз. Шептали: «Вот сейчас Кощей появится!» - а так и не могла понять, откуда. И таких «трюков» было немало в спектакле. Комиссия из Курского драмтеатра, которая принимала спектакль, сказала: «Жизнь у театра будет долгая».
И как в воду глядела. За три десятилетия поставлены десятки спектаклей, и немало «данковцев» могут сказать шекспировское «вся жизнь – театр» не только в фигуральном смысле. Они сознательно выбрали профессию актера или режиссера, многие уже имеют свои театры. Сейчас учится в Щукинском институте Юлия Пестюльга, в Москве театральное образование получает Стас Хатюхин.
Сегодня труппа «Данко» насчитывает около сорока человек – три группы – в возрасте от 6 до 42 лет.
Людмила Чевычелова о театре
…Даже если моим актерам по 40 лет, я их называю детьми. Они все равно дети, потому что играют. Возьмите любого ребенка: в игре он сам себе и режиссер, и актер, и мизансцену выставляет, и существует в предлагаемых обстоятельствах. С детьми работать очень интересно. Вот в чем чудо театра: актеры понимают, что это всего лишь игра, достопочтенная публика это тоже понимает. А почему тогда все вместе они смеются и плачут? Над вымыслом? За это мы и любим театр.
…Каждый спектакль – это наш ребенок. Может, какой-то получился менее удачным. Но он для нас так же дорог. Всех детей любишь одинаково. Например, спектакль про войну по повестям Приставкина «Солдат и мальчик». Очень трепетно его мои артисты играют. Но так же трепетно они играют и зайчиков на новогоднем представлении.
…Я очень люблю самодеятельный театр. Самодеятельные актеры выходят на сцену редко, поэтому играют «на разрыв аорты». Выкладывают сразу и все. Это блаженные, можно их так назвать.
… Вот работает человек на производстве, у него, может, неприятности, недомогания. Приходит вечером с работы, превращается в актера, проживает жизнь персонажа – и у него все проходит. Насморк, кашель. Это правда, что сцена лечит.
Лариса Заякина, режиссер ОДКиТ МГОКа:
- Для меня «Данко» давно стал вторым домом. Я здесь с шестого класса, и уже к восьмому классу знала, кем буду. Мне хотелось так же, как Людмила Федоровна, объединять людей и что-то им давать. Стала режиссером. Мы, артисты «Данко», как родственники, вместе переживаем нашу жизнь. У нас даже сложились три семейные пары: Соколовы, Соловьевы и Королевы.
Статья Екатерины Гладушиной в "Железногорских новостях" - 2011 г.
Отредактировано dthf (13.08.2012 13:23)